21 июня в Большом зале консерватории начались прослушивания первого этапа II тура у пианистов.
Выступила первая шестерка музыкантов: Сергей Редькин (Россия), Мария Мазо (Германия) и Рид Теццлоф (США) сыграли в дневном блоке, Илья Рашковский (Россия), Джордж Ли (США) и Люка Дебарг (Франция) завершили конкурсный день.
По условиям конкурса первый этап второго тура предполагает полноценное сольное выступление, продолжительностью от 50 минут до часа. Участники играют программу по своему выбору, исходя из собственных вкусов и предпочтений (единственное условие – необходимость включить в нее одно или несколько произведений композиторов из опубликованного заранее списка).
В первый же день публике были представлены самые разнообразные стили – от барокко до джаза.
Открывавший день российский пианист Сергей Редькин был единственным, кто решил сыграть во втором туре сочинение Баха – до минорную Токкату, задав тем самым своему выступлению серьезный, философско-интеллектуальный вектор. После лирического блока (листовских транскрипций песен Шуберта) логичным итогом стала Восьмая соната Прокофьева.
Двое следующих участников – Мария Мазо и Рид Теццлоф – компоновали программы, руководствуясь, кажется, исключительно принципом разнообразия. Мазо исполнила Четвертую сонату Скрябина, «Поганый пляс Кащеева царства», «Колыбельную» и Финал из «Жар-птицы» Стравинского и Сонату № 29 Бетховена. Рид Теццлоф представил набор из Прелюдии, хорала и фуги Франка, Седьмой сонаты Скрябина, си минорной сонаты Скарлатти, сонаты американского композитора конца XIX – начала XX века Чарльза Гриффса и джазовых Вариаций для фортепиано Николая Капустина (последние исполнял с явным удовольствием и драйвом).
Илья Рашковский, открывавший вечерние прослушивания, составил программу с некоторым риском, включив в нее сложнейшие сочинения - Фантазию до мажор Шумана и две поздние сонаты Скрябина (№ 10 («Трели») и № 5). Впрочем, довольно скоро стало ясно, что в данном случае исполнитель сделал верный выбор, соответствующий его творческой индивидуальности пианиста романтического склада. Впервые в этот день исполнение – органичное, страстное, полное возвышенной патетики (в Шумане) и экзальтированной экспрессии (в Скрябине) – вызвало эмоциональный отклик у зала, наградившего конкурсанта искренними и долгими аплодисментами.
19-летний американец Джордж Ли ожидаемо сделал ставку на свою феноменальную технику, включив в программу репертуарные произведения концертирующих виртуозов - «Венгерскую рапсодию» № 2 Листа и Вариации на тему La ci darem la Mano из оперы Моцарта «Дон Жуан» Шопена. Оба сочинения он исполнил с невероятной легкостью и блеском. Однако еще в первом туре Ли показал себя пианистом, чей арсенал артистических средств отнюдь не исчерпывается лишь техническим мастерством. «Вариации на тему Корелли» Рахманинова были масштабны и полны драматических контрастов, а две пьесы Чайковского – «Размышление» и «Салонный вальс - прозвучали нежной лирической интермедией перед заключительным Шопеном. Игра американца произвела должное впечатление на слушателей: пианист покинул зал под бурные аплодисменты и одобрительные крики «браво».
Но настоящую овацию публика устроила последнему участнику – французскому пианисту Люка Дебарг. Тонкий лирик нервического склада он прошел во второй тур, благодаря необыкновенной одаренности (он начал заниматься музыкой лишь в 11 лет!), живости и нестандартности мышления, независимости от существующих исполнительских штампов и при этом завораживающей естественности и трепетности во всем, что он делает на сцене. Все эти качества в полной мере проявились в его программе, которую открыла фа минорная соната Николая Метнера, а завершил цикл «Ночной Гаспар» Равеля, прозвучавший настоящим откровением. Заметно волнующийся и слегка теряющийся от пристального внимания, музыкант быстро покинул сцену по окончании выступления. Публика же не желала так быстро расставаться с новым конкурсным кумиром и стоя продолжала хлопать даже тогда, когда в зале уже отключили свет.
21 июня в Московской консерватории начались прослушивания первого этапа II тура по специальности «Скрипка».
На сцене Малого зала выступили шестеро музыкантов. В дневном прослушивании приняли участие Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова) и Майю Кишима (Япония), в вечернем – Ён Гук Ким (Южная Корея), Степан Стариков (Россия) и Пом Сори Ким (Южная Корея). В отличие от репертуара I тура, почти целиком состоявшего из обязательных сочинений, во втором конкурсанты получили возможность представить по полноценной сольной программе. В нее, по условия конкурса, должны входить одно или несколько произведений отечественного композитора, одна из скрипичных сонат Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Грига, Франка, Дебюсси, Равеля, Р. Штрауса, Бартока, Прокофьева, Шостаковича, одно сочинение виртуозного характера плюс одно или несколько произведений по выбору исполнителя.
Таким образом, в течение дня в Малом зале состоялось шесть сольных выступлений часовой продолжительности, программы которых практически не повторяли друг друга. Поскольку обязательными авторами I тура были Бах, Паганини и Чайковский, вполне естественно, что участники II тура обратили больше внимания на музыку ХХ века: четырежды звучали сочинения Прокофьева, дважды – Равеля и Изаи, по одному разу – Сибелиуса, де Фальи, Р. Штрауса, Хиндемита, Шнитке. Из исполненных произведений четыре хотя бы по одному разу уже присутствовали в программах I тура: «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса, «Цыганка» Равеля, «Размышление» Чайковского, Фантазия До мажор Шумана-Крейслера.
Первый день II тура наглядно показал разницу между старанием и мастерством: мало кто из шестерых остался на том же уровне, который был показан в I туре, почти каждый сделал существенный шаг вперед. Это и Павел Милюков, начавший с масштабной Сонаты Бетховена №7 и закончивший «Цыганкой»; между ними он сыграл «Посвящение Паганини» Шнитке – виртуозную, драматичную пьесу, по недоброй традиции скрипичного состязания прерванную аплодисментами и криками «браво». Это и Александра Конунова, выступившая еще увереннее, чем в I туре; она представила Сонату №3 Грига, Сонату №3 Изаи и «Интродукцию…» Сен-Санса. Украшением ее программы стали «Пять мелодий» Прокофьева. Это и Майю Кишима, выбравшая «Элегическую поэму» Изаи, «Испанский танец» де Фальи, Сонату Ми-бемоль мажор Р. Штрауса и те же «Пять мелодий».
Удивительным образом одно и то же сочинение Прокофьева два раза подряд прозвучало и у участников вечернего прослушивания: с Сонаты №1 свои выступления начали Ён Гук Ким и Степан Стариков. Первый продолжил «Меланхолической серенадой» Чайковского, «Цыганкой» Равеля и редкостной Honza Nori для скрипки соло корейского композиторы Янг Чо Ли. Второй - Фантазией До мажор Шумана-Крейслера и «Кампанеллой» Паганини.
Кульминацией вечернего прослушивания стало выступление Пом Сори Ким, чья программа была самой разнообразной и продуманной. Начав эффектной Сонатой №1 Хиндемита, она продолжила Сонатой №8 Бетховена – этот номер мог бы стать удачной кульминацией выступления, а впереди было еще больше половины! Лирическим центром программы стали «Размышление» Чайковского и две пьесы Сибелиуса, а на десерт была обещана Фантазия Ваксмана на темы из оперы «Кармен» Бизе. И если в I туре скрипачка удивляла публику лишь техникой, здесь она раскрылась как настоящая артистка, на наших глазах прожив за десять минут все наиболее драматичные моменты великой оперы.
В этот день также начал работу пресс-клуб конкурса. Первым его гостем стал член жюри состязания скрипачей Илья Калер – знаменитый солист, педагог, победитель международных конкурсов имени Паганини (1981), имени Сибелиуса (1985) и имени Чайковского (1986). Он ответил на вопросы журналистов, рассказав о том, как жюри принимает решения, какие именно факторы выступления конкурсантов принимаются во внимание, как проходили предварительные прослушивания. Центральным моментом беседы стал рассказ о встрече жюри с участниками конкурса, не прошедшими на II тур; по словам Калера, встреча прошла в корректной, доброжелательной обстановке и была полезна для всех ее участников.
22 июня прослушивания II тура продолжатся. Выступят Юй-Чень Цзэнь (13:00), Клара-Джуми Кан (14:00), Ю Джин Чан (15:00), Гайк Казазян (19:00), Сергей Поспелов (20:00), Кристофер Тун Андерсен (21:00).
В Малом зале Петербургской филармонии начались прослушивания первого этапа II тура виолончелистов.
Программу дневных выступлений открыла Анастасия Кобекина, порадовавшая своей игрой публику и заслуженно удостоившаяся аплодисментов и возгласов «Браво». После Анастасии, представившей в своем выступлении грани лирического («Элегия» Сергея Рахманинова и соната «Арпеджионе» Франца Шуберта) и виртуозно-игрового («Интродукция и вариации на тему из оперы «Моисей в Египте» Дж. Россини на одной струне» Никколо Паганини) на сцену вышел испанец Пабло Феррандес с серьезным набором сочинений, включающим в себя две заключительные части из Сонаты op.119 Прокофьева и Второй виолончельной сонаты Брамса. Ну а завершил дневные выступления немец Леонард Эльшенбройх, можно сказать уже сложившийся артист, который фактически повторил программу игравшего до него Пабло Феррандеса с сочинениями Прокофьева, Брамса и Паганини.
Первый этап Второго тура, так же, как и первый, включающий в себя исполнение камерных программ, продлится два дня и завершится вечером в понедельник. Состав основного жюри дополнился приехавшими к началу следующего конкурсного этапа Марио Брунелло и Мишей Майским. Допущенные к дальнейшим состязаниям участники во вторник приступят к репетициям, а в среду выступят на сцене того же Малого зала с камерным оркестром, исполнив один из концертов Йозефа Гайдна.
Как и в предыдущие дни, выступления будут транслироваться в режиме онлайн телеканалом medici.tv