Новости
23 июня 2015
Дневники XV Конкурса: 22 июня
22 июня в Большом зале Московской консерватории завершились прослушивания первого этапа II тура по специальности "Фортепиано".
В дневной серии выступили Лукас Генюшас (Россия-Литва), Даниил Харитонов (Россия) и Юлия Кочубан (Польша). Завершили день россияне Михаил Турпанов, Николай Медведев и Дмитрий Маслеев.
В репертуаре этого дня практически не было повторов, дважды прозвучала лишь Седьмая соната Прокофьева (любопытно, что в течение двух дней сольного этапа второго тура разными участниками была исполнена вся знаменитая «Сонатная триада» композитора). Наряду с сочинениями Баха, Гайдна, Брамса, Листа, Шопена и Прокофьева участники включили в программы и произведения композиторов, не столь популярных на конкурсах - Дебюсси, Мессиана и Гражины Бацевич.
Открывал день Лукас Генюшас – пианист хорошо известный москвичам и, по мнению многих слушателей, являющийся одним из главных претендентов на победу. Его программу, отличавшуюся академичностью, ясностью и четкостью исполнения, составили Соната № 1 Брамса, серия этюдов Шопена (№№ 3- 6, соч. 10) и Седьмая соната Прокофьева.
Самый молодой участник состязания 16-летний Даниил Харитонов сделал акцент на музыке Листа и Рахманинова, предварив романтические опусы Чаконой Баха-Бузони, исполнение которой также было выдержано в романтическом ключе. После нее прозвучали «Сонет Петрарки № 123» и «Венгерская рапсодия» № 12 Листа, а затем прелюдия соль-бемоль мажор и Соната № 2 Рахманинова.
Пианистка из Польши Юлия Кочубан продемонстрировала тяготение к масштабному, концертному мышлению крупными формами. Она составила программу из трех сонат, одну из которых можно было смело назвать филармонической редкостью (Соната № 2 Гражины Бацевич), а две других – репертуарными «хитами» (Соната № 3 Шопена и Соната № 7 Прокофьева).
Вечерний блок начал Михаил Турпанов. Он предложил слушателям «Вариации и фугу на тему Генделя» Брамса, Сонату № 7 Скрябина и заключительный номер «Взгляд Церкви любви» из цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана. Сама по себе программа была любопытной, но какие именно сильные стороны своего дарования хотел ею показать исполнитель и что вообще хотел сказать выбранными сочинениями, - осталось загадкой.
Внутренняя логика программы Николая Медведева была, напротив, предельно ясной. Пианист начал выступление с Шестой сонаты Прокофьева, затем последовали «Шаги на снегу» и «Фейерверк» Дебюсси и «Воспоминания о «Дон Жуане» Листа. Таким образом, исполнитель выстроил ретроспективу, идя от полного драматических событий века XX через утонченный импрессионизм Дебюсси к яркой концертной виртуозности романтического XIX столетия.
Завершать прослушивания выпало Дмитрию Маслееву, программа которого была будто специально составлена с тем, чтобы бросить вызов самой человеческой физике. Все произведения носили исключительно виртуозный характер, но были различными по стилистике и художественным задачам: До мажорная соната Гайдна (Hob 16/48), «Вариации на тему Корелли» Рахманинова, рахманиновская транскрипция «Скерцо» из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. В каждом из них пианист не только блестяще справился с технической стороной, но и нашел особую краску, ухитрившись при предельно быстрых темпах показать интересные детали, разнообразные звуковые и фактурные решения, а в рахманиновских вариациях поразить глубиной, идеально выстроенной формой и потрясающим ощущением стиля.
Особое место в своем выступлении Дмитрий Маслеев отвел столь любимой романтиками инфернальной теме. «Пляска смерти» Сен-Санса – Листа (транскрипция Горовица) в первой половине программы блистали демонической колкостью и остротой, словно беря разгон перед финальным Парафразом на тему Dies Irae Листа - страшным, всепоглощающим инфернальных вихрем, сметающим все на своем пути.
Завершив выступление, музыкант быстро покинул сцену. Публика же устроила бурную овацию, ясно дав понять, что в конкурсе для нее с этого момента существует два кумира, которым, при удачном стечении обстоятельств, придется побороться друг с другом в финале. Это Люка Дебарг и Дмитрий Маслеев.
22 июня в Московской консерватории продолжились прослушивания по специальности «Скрипка». Завершился первый этап II тура.
В Малом зале выступили шестеро полуфиналистов. В дневном прослушивании участвовали Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Клара-Джуми Кан (Германия) и Ю Джин Чан (Южная Корея), в вечернем – Гайк Казазян (Россия), Сергей Поспелов (Россия) и Кристофер Тун Андерсен (Норвегия). Четыре года назад, на прошлом конкурсе, во второй этап II тура из двенадцати полуфиналистов попадали лишь восемь. Теперь правила изменены: 24 и 25 июня всем участникам II тура будет дана возможность исполнить скрипичные концерты Моцарта в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva (дирижер Валентин Урюпин).
22 июня, как и днем раньше, слушателям были представлены шесть сольных программ примерно часовой продолжительности, практически не повторявших друг друга. Тем не менее, трижды за день прозвучала «Оригинальная тема с вариациями» Венявского, дважды – Скрипичная соната №3 Грига и «Мелодия» Чайковского. Вероятно, самый оригинальный репертуарный выбор сделали Ю Джин Чан и Гайк Казазян. Ю Джин Чан завершила свое выступление Скрипичной сонатой Джона Корильяно – это практически единственное сочинение II тура, никоим образом не пересекающееся со всем, что звучало у скрипачей до и после. Гайк Казазян, напротив, поставил в центр программы «Паганиниану» Мильштейна – фантазию на темы Паганини для скрипки соло: она начинается точно так же, как обязательный в I туре Каприс №24, и в первые секунды возникло ощущение дежавю, впрочем, быстро рассеявшееся.
Каждый конкурсант продемонстрировал свой подход к составлению программ. Юй-Чень Цзэнь начал сразу с двух крупных сочинений – Сонаты Си-бемоль мажор Моцарта К. 454 и Скрипичной сонаты №2 Брамса, дал немного отдохнуть себе и публике в «Мелодии» Чайковского, а самое виртуозное сочинение поставил в финал - «Оригинальную тему с вариациями» Венявского. В программе Клары-Джуми Кан каждый номер был по-своему ключевым: в Сонате №3 Грига скрипачка показала себя мастером крупной формы, в «Пяти мелодиях» Прокофьева – лириком, в «Последней розе лета» Эрнста – виртуозом. Фантазия Хубаи на темы оперы «Кармен» Бизе стала драматической кульминацией выступления Кан; обратил на себя внимание ансамбль солистки с концертмейстером Евгенией Смирновой, звучавший как давний, хорошо сыгранный дуэт.
Программа Ю Джин Чан в наибольшей степени отличалась от других. Если остальные играли по четыре или пять номеров, она исполнила три, причем ни на одном из них не могли хоть сколько-нибудь отдохнуть ни она, ни публика. Начав Сонатой №1 Шумана и продолжив «Посвящением Паганини» Шнитке, она пришла к Скрипичной сонате Корильяно (1963), у нас практически неизвестной. Соната написана не слишком сложным языком и притом существенно отличается от всего, что звучало на первых двух турах. При поддержке Олега Худякова, исполнившего сложнейшую фортепианную партию, Ю Джин Чан достойно справилась с таким «неконкурсным» по формату сочинением.
Как и Клара-Джуми Кан, открывший вечернее прослушивание Гайк Казазян начал с Грига; выбрал, правда, Вторую сонату, а не звучавшую несколько раз Третью. Помимо уже упомянутой «Паганинианы», он представил Subito Лютославского, «Меланхолическую серенаду» Чайковского и «Оригинальную тему с вариациями» Венявского. Ей же завершил свое выступление Сергей Поспелов, посвятивший половину программы Равелю: помимо традиционной для конкурсов «Цыганки», он исполнил эффектную Сонату Соль мажор с блюзом в середине. В свою очередь, Кристофер Тун Андерсен представил целых четыре сочинения малой формы (Паганини, Брамс, Шостакович, Венявский), а закончил все той же Сонатой Грига №3. Теперь конкурсантам предстоит день, посвященный репетициям с оркестром, а затем – второй этап II тура.
В Малом зале Петербургской филармонии 22 июня завершились прослушивания первого этапа II тура виолончелистов.
23 июня участники конкурса будут репетировать с камерным оркестром, а в среду и в четверг каждому предстоит сыграть один из Концертов для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна (восемь человек выбрали до мажорный концерт Hob. VIIb/1 и четверо ре мажорный Hob. VIIb/2). В отличие от прошлого конкурса жюри не будет осуществлять отсев на второй этап, а по итогам двух этапов сразу объявит шестерых финалистов.
Виртуозной пьесой испанского композитора XX века Гаспара Кассадо в мастерском исполнении кореянки Сон Мин Кан завершились дневные прослушивания виолончелистов первого этапа Второго тура. Общий уровень участников остается стабильно высоким, и вместе с тем каждый из участников по-своему индивидуален. Так Бузлов покорил зал своим интеллектом и продуманностью трактовки сонаты Бриттена, Ворлич порадовал тонкой лирикой и нежным звуком в Шуберте, а Сон Мин Кан яростной экспрессией. Вместо привычных уже Шостаковича и Прокофьева Сон Мин Кан обратилась к Первой виолончельной сонате Альфреда Шнитке и прекрасно справилась с весьма непростыми художественными музыкальными и в какой-то степени актерскими задачами.
В вечернем блоке выступили российские виолончелисты Федор Амосов и Александр Рамм, а также самый юный участник прослушиваний, семнадцатилетний Джонатан Роузман. Получивший образование за океаном, в Мичиганском и Кливлендском университетах, Федор Амосов с этого года работает в оркестре Большого театра. Кроме игры он сам сочиняет музыку и во втором туре рискнул представить собственную Сонату-фантазию для виолончели соло, достаточно протяженное сочинение, в котором можно было расслышать и аллюзии на страницы классической виолончельной музыки, элементы джаза и американского фольклора.
Продолживший после Фёдора вечернее отделение Джонатан Роузман поразил прежде всего своей филигранной техникой (блестяще сыгранная ля мажорная соната Луиджи Боккерини №6) и роскошным бархатистым звуком. В качестве крупной формы Джонатан выбрал сонату «Арпеджионе» Шуберта и первую часть прокофьевской сонаты. Ну а завершил вечер под шумные аплодисменты зала выпускник Московской консерватории класса Натальи Шаховской Александр Рамм, сыгравший философски углубленную Четвертую виолончельную сонату Людвига ван Бетховена, уже знакомую слушателям с первого тура сонату Бриттена, медленную часть Рахманиновской виолончельной сонаты и ернические «Вариации на тему Россини» Богуслава Мартину.
Второй этап II тура по специальностям «фортепиано», «скрипка», «виолончель» пройдет 24 и 25 июня.
В дневной серии выступили Лукас Генюшас (Россия-Литва), Даниил Харитонов (Россия) и Юлия Кочубан (Польша). Завершили день россияне Михаил Турпанов, Николай Медведев и Дмитрий Маслеев.
В репертуаре этого дня практически не было повторов, дважды прозвучала лишь Седьмая соната Прокофьева (любопытно, что в течение двух дней сольного этапа второго тура разными участниками была исполнена вся знаменитая «Сонатная триада» композитора). Наряду с сочинениями Баха, Гайдна, Брамса, Листа, Шопена и Прокофьева участники включили в программы и произведения композиторов, не столь популярных на конкурсах - Дебюсси, Мессиана и Гражины Бацевич.
Открывал день Лукас Генюшас – пианист хорошо известный москвичам и, по мнению многих слушателей, являющийся одним из главных претендентов на победу. Его программу, отличавшуюся академичностью, ясностью и четкостью исполнения, составили Соната № 1 Брамса, серия этюдов Шопена (№№ 3- 6, соч. 10) и Седьмая соната Прокофьева.
Самый молодой участник состязания 16-летний Даниил Харитонов сделал акцент на музыке Листа и Рахманинова, предварив романтические опусы Чаконой Баха-Бузони, исполнение которой также было выдержано в романтическом ключе. После нее прозвучали «Сонет Петрарки № 123» и «Венгерская рапсодия» № 12 Листа, а затем прелюдия соль-бемоль мажор и Соната № 2 Рахманинова.
Пианистка из Польши Юлия Кочубан продемонстрировала тяготение к масштабному, концертному мышлению крупными формами. Она составила программу из трех сонат, одну из которых можно было смело назвать филармонической редкостью (Соната № 2 Гражины Бацевич), а две других – репертуарными «хитами» (Соната № 3 Шопена и Соната № 7 Прокофьева).
Вечерний блок начал Михаил Турпанов. Он предложил слушателям «Вариации и фугу на тему Генделя» Брамса, Сонату № 7 Скрябина и заключительный номер «Взгляд Церкви любви» из цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана. Сама по себе программа была любопытной, но какие именно сильные стороны своего дарования хотел ею показать исполнитель и что вообще хотел сказать выбранными сочинениями, - осталось загадкой.
Внутренняя логика программы Николая Медведева была, напротив, предельно ясной. Пианист начал выступление с Шестой сонаты Прокофьева, затем последовали «Шаги на снегу» и «Фейерверк» Дебюсси и «Воспоминания о «Дон Жуане» Листа. Таким образом, исполнитель выстроил ретроспективу, идя от полного драматических событий века XX через утонченный импрессионизм Дебюсси к яркой концертной виртуозности романтического XIX столетия.
Завершать прослушивания выпало Дмитрию Маслееву, программа которого была будто специально составлена с тем, чтобы бросить вызов самой человеческой физике. Все произведения носили исключительно виртуозный характер, но были различными по стилистике и художественным задачам: До мажорная соната Гайдна (Hob 16/48), «Вариации на тему Корелли» Рахманинова, рахманиновская транскрипция «Скерцо» из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. В каждом из них пианист не только блестяще справился с технической стороной, но и нашел особую краску, ухитрившись при предельно быстрых темпах показать интересные детали, разнообразные звуковые и фактурные решения, а в рахманиновских вариациях поразить глубиной, идеально выстроенной формой и потрясающим ощущением стиля.
Особое место в своем выступлении Дмитрий Маслеев отвел столь любимой романтиками инфернальной теме. «Пляска смерти» Сен-Санса – Листа (транскрипция Горовица) в первой половине программы блистали демонической колкостью и остротой, словно беря разгон перед финальным Парафразом на тему Dies Irae Листа - страшным, всепоглощающим инфернальных вихрем, сметающим все на своем пути.
Завершив выступление, музыкант быстро покинул сцену. Публика же устроила бурную овацию, ясно дав понять, что в конкурсе для нее с этого момента существует два кумира, которым, при удачном стечении обстоятельств, придется побороться друг с другом в финале. Это Люка Дебарг и Дмитрий Маслеев.
22 июня в Московской консерватории продолжились прослушивания по специальности «Скрипка». Завершился первый этап II тура.
В Малом зале выступили шестеро полуфиналистов. В дневном прослушивании участвовали Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Клара-Джуми Кан (Германия) и Ю Джин Чан (Южная Корея), в вечернем – Гайк Казазян (Россия), Сергей Поспелов (Россия) и Кристофер Тун Андерсен (Норвегия). Четыре года назад, на прошлом конкурсе, во второй этап II тура из двенадцати полуфиналистов попадали лишь восемь. Теперь правила изменены: 24 и 25 июня всем участникам II тура будет дана возможность исполнить скрипичные концерты Моцарта в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva (дирижер Валентин Урюпин).
22 июня, как и днем раньше, слушателям были представлены шесть сольных программ примерно часовой продолжительности, практически не повторявших друг друга. Тем не менее, трижды за день прозвучала «Оригинальная тема с вариациями» Венявского, дважды – Скрипичная соната №3 Грига и «Мелодия» Чайковского. Вероятно, самый оригинальный репертуарный выбор сделали Ю Джин Чан и Гайк Казазян. Ю Джин Чан завершила свое выступление Скрипичной сонатой Джона Корильяно – это практически единственное сочинение II тура, никоим образом не пересекающееся со всем, что звучало у скрипачей до и после. Гайк Казазян, напротив, поставил в центр программы «Паганиниану» Мильштейна – фантазию на темы Паганини для скрипки соло: она начинается точно так же, как обязательный в I туре Каприс №24, и в первые секунды возникло ощущение дежавю, впрочем, быстро рассеявшееся.
Каждый конкурсант продемонстрировал свой подход к составлению программ. Юй-Чень Цзэнь начал сразу с двух крупных сочинений – Сонаты Си-бемоль мажор Моцарта К. 454 и Скрипичной сонаты №2 Брамса, дал немного отдохнуть себе и публике в «Мелодии» Чайковского, а самое виртуозное сочинение поставил в финал - «Оригинальную тему с вариациями» Венявского. В программе Клары-Джуми Кан каждый номер был по-своему ключевым: в Сонате №3 Грига скрипачка показала себя мастером крупной формы, в «Пяти мелодиях» Прокофьева – лириком, в «Последней розе лета» Эрнста – виртуозом. Фантазия Хубаи на темы оперы «Кармен» Бизе стала драматической кульминацией выступления Кан; обратил на себя внимание ансамбль солистки с концертмейстером Евгенией Смирновой, звучавший как давний, хорошо сыгранный дуэт.
Программа Ю Джин Чан в наибольшей степени отличалась от других. Если остальные играли по четыре или пять номеров, она исполнила три, причем ни на одном из них не могли хоть сколько-нибудь отдохнуть ни она, ни публика. Начав Сонатой №1 Шумана и продолжив «Посвящением Паганини» Шнитке, она пришла к Скрипичной сонате Корильяно (1963), у нас практически неизвестной. Соната написана не слишком сложным языком и притом существенно отличается от всего, что звучало на первых двух турах. При поддержке Олега Худякова, исполнившего сложнейшую фортепианную партию, Ю Джин Чан достойно справилась с таким «неконкурсным» по формату сочинением.
Как и Клара-Джуми Кан, открывший вечернее прослушивание Гайк Казазян начал с Грига; выбрал, правда, Вторую сонату, а не звучавшую несколько раз Третью. Помимо уже упомянутой «Паганинианы», он представил Subito Лютославского, «Меланхолическую серенаду» Чайковского и «Оригинальную тему с вариациями» Венявского. Ей же завершил свое выступление Сергей Поспелов, посвятивший половину программы Равелю: помимо традиционной для конкурсов «Цыганки», он исполнил эффектную Сонату Соль мажор с блюзом в середине. В свою очередь, Кристофер Тун Андерсен представил целых четыре сочинения малой формы (Паганини, Брамс, Шостакович, Венявский), а закончил все той же Сонатой Грига №3. Теперь конкурсантам предстоит день, посвященный репетициям с оркестром, а затем – второй этап II тура.
В Малом зале Петербургской филармонии 22 июня завершились прослушивания первого этапа II тура виолончелистов.
23 июня участники конкурса будут репетировать с камерным оркестром, а в среду и в четверг каждому предстоит сыграть один из Концертов для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна (восемь человек выбрали до мажорный концерт Hob. VIIb/1 и четверо ре мажорный Hob. VIIb/2). В отличие от прошлого конкурса жюри не будет осуществлять отсев на второй этап, а по итогам двух этапов сразу объявит шестерых финалистов.
Виртуозной пьесой испанского композитора XX века Гаспара Кассадо в мастерском исполнении кореянки Сон Мин Кан завершились дневные прослушивания виолончелистов первого этапа Второго тура. Общий уровень участников остается стабильно высоким, и вместе с тем каждый из участников по-своему индивидуален. Так Бузлов покорил зал своим интеллектом и продуманностью трактовки сонаты Бриттена, Ворлич порадовал тонкой лирикой и нежным звуком в Шуберте, а Сон Мин Кан яростной экспрессией. Вместо привычных уже Шостаковича и Прокофьева Сон Мин Кан обратилась к Первой виолончельной сонате Альфреда Шнитке и прекрасно справилась с весьма непростыми художественными музыкальными и в какой-то степени актерскими задачами.
В вечернем блоке выступили российские виолончелисты Федор Амосов и Александр Рамм, а также самый юный участник прослушиваний, семнадцатилетний Джонатан Роузман. Получивший образование за океаном, в Мичиганском и Кливлендском университетах, Федор Амосов с этого года работает в оркестре Большого театра. Кроме игры он сам сочиняет музыку и во втором туре рискнул представить собственную Сонату-фантазию для виолончели соло, достаточно протяженное сочинение, в котором можно было расслышать и аллюзии на страницы классической виолончельной музыки, элементы джаза и американского фольклора.
Продолживший после Фёдора вечернее отделение Джонатан Роузман поразил прежде всего своей филигранной техникой (блестяще сыгранная ля мажорная соната Луиджи Боккерини №6) и роскошным бархатистым звуком. В качестве крупной формы Джонатан выбрал сонату «Арпеджионе» Шуберта и первую часть прокофьевской сонаты. Ну а завершил вечер под шумные аплодисменты зала выпускник Московской консерватории класса Натальи Шаховской Александр Рамм, сыгравший философски углубленную Четвертую виолончельную сонату Людвига ван Бетховена, уже знакомую слушателям с первого тура сонату Бриттена, медленную часть Рахманиновской виолончельной сонаты и ернические «Вариации на тему Россини» Богуслава Мартину.
Второй этап II тура по специальностям «фортепиано», «скрипка», «виолончель» пройдет 24 и 25 июня.