Новости
Дневник шестого дня XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
23 июня
Специальность «сольное пение»
Второй тур у вокалистов завершился выступлениемвторой десятки полуфиналистов. Четвертый день прослушивания по специальности «Сольное пение» прошел под знаком монгольского мужского десанта.
Бас-баритон Бат-Эрдэне Доржцэдэн выступил чуть выигрышней, чем на первом туре. В целом волнения у него было ощутимо меньше, появился конкурсный лоск. Впервые исполненный на этом конкурсе романс «Слеза дрожит» Чайковского прозвучал свежо, со сдержанной экспрессией. Удалась ему и любимая монголами ария Алеко из оперы Рахманинова. Lied Шумана. На народной монгольской песне «Озеро Ширээ» он преобразился, а все голосовые проблемы как рукой сняло во время исполнения арии Хоролдоя из оперы «Тучи судьбы» Нацагдоржа. Добавилось форсажа – и голос зазвучал гладко и ровно. Лучшим в этой монгольской тройке показался баритон Анхбаяр Энхболд. Он стабильно исполнил все пять номеров программы, хотя обратной стороной стабильности оказалась эмоциональная усредненность из-за неравномерно распределяемой концентрации. Певец больше обычного беспокоился о том, как прозвучит голос, ведь стоял вопрос о выходе в финал. Лучшими стали национальные номера – народная песня «Среди трех гор», озарившая лицо монгольского баритона улыбкой, и ария Лодона из оперы «Слеза монаха» Билэгжаргала. В одном интонационном ключе он представил романс «Благословляю вас, леса» Чайковского и «Не пой, красавица, при мне» Рахманинова, хотя в последнем появилось, разумеется, чуть больше разнообразия, как-никак продиктованного адресатом обращения. В сцене смерти Родриго из «Дон Карлоса» Верди пианист решил сделать паузу в эпизоде выстрела, в результате чего возникло нарушение цельности восприятия. Бас Жавхлантугс Буюндалай повторил в полуфинале ошибки, допущенные в предыдущем туре – сильная тремоляция, проблемная артикуляция, если не учитывать родных для певца номеров на монгольском. Романс «В молчанье ночи тайной» Рахманинова был наполнен чувством, но неряшливость в обращении с языком смазали впечатление и здесь, и в романсе «Снова, как прежде, один» Чайковского.Корейский тенор Мюнжин Ли, открывший второй день полуфинала, судя по всему, не сумел отдохнуть после выступления на первом туре, где представил себя намного эффектней. У первого тенора, решившего спеть «Серенаду Дон Жуана» Чайковского, она пролетела как-то совсем незаметно после привычных баритоново-басовых интерпретаций. Корейская меланхолия в народной песне «Лицо» была передана с максимальной отдачей. В арии Кандида из одноименной оперетты Бернстайна нормальной трансляции смыслов мешали проблемы с согласными,сильно усложнявшими восприятие. 24-летний ГамидАбдулов спел второй тур намного лучше первого, но голос певца требует немало времени для роста и превращения в более конкурентоспособный полнозвучный оперный баритон. Пожалуй, лучшими номерами второго тура были песня Малера «Голубые глазки» и азербайджанская народная песня «Белое яблоко Губы», исполненная акапелла и элегантно украшенная фольклорными мелизмами. Многокуплетная «Песня Фонарщика» из «Истории Кая и Герды» Баневича при всем своем неоспоримом обаянии показалась слишком простой для выступления на конкурсе такого уровня. 31-летняя сопрано Оксана Майорова впервые исполнила на конкурсе сложную арию Луизы из «Луизы Миллер» Верди, в которой ее голос с особой силой раскрывался на верхах. Эффектно, с горящим взглядом представила певица «Песню ведьм» Мендельсона, экспрессивно спела и «Ночи безумные» Чайковского. В народной песне «Цвели цветики» в инструментальномсопровождении голос певицы поэтично поддерживался изысканными гармониями фортепиано. После перерыва вслед за Оксаной в полуфинале выступила единственная меццо-сопрано Мария Баракова, вдохновившаяся и как будто даже окрепшая с момента выступления на первом туре. С завидной стабильностью, осмысленностью,стилистической убедительностью и персональным видением исполнила она все пять номеров программы. Для «Песни цыганки» Чайковского Мария нашла приглушенные сумрачные краски. На арии Эрики из оперы «Ванесса» Барбера голос певицы эмоционально отдохнул, чтобы пронестись вихрем в той же «Песне ведьм» Мендельсона, которую было любопытно сравнить с только что отзвучавшей у Оксаны Майоровой. Баритон Константин Сучков представил прекрасный дуэт с пианисткой Медеей Ясониди, которую слушать было не менее интересно, чем певца. Исполнительской и звуковой стабильности Константина можно было позавидовать. Его программа включала и арию Малатесты из «Дона Паскуале» Доницетти, и «О, вечная любовь» Брамса, и арию Табора из оперы «Баллада о малышке Доу» Мура, и русскую народную песню «Что затуманилась, зоренька ясная», и «Серенаду Дон Жуана» Чайковского. Завершали полуфинал тенор Мигран Агаджанян и сопрано Ангелина Ахмедова. Мигран вновь продемонстрировал конкурсность подачи всей программы. Солнечный тембр его тенора вкупе с хорошей артикуляцией, чувство стиля, грамотная, подконтрольная эмиссия – все это стало основанием для прохождения в финал. Центром его выступления стала армянская песня Комитаса «Крунк». Не меняя объема голоса, Мигран менял регистры с камерного в романсе «Я опять одинок» Рахманинова и «День ли царит» Чайковского – на оперный в речитативе и арии Альфреда из «Травиаты» Верди. Лирическое сопрано Ангелины Ахмедовой, последней выступившая на конкурсе, при том, что требует продолжения отделки и облагораживания, мило звучало и в романсе Дебюсси, и в серенаде «О, дитя» Чайковского, и в русской песне «Я в садочке была», и в арии Ойхон из оперы «Проделки Майсары» Юдакова. Но лучше всего Ангелина прозвучала в оперном формате, требовавшем звучной подачи в гавоте Манон из одноименной оперы Массне.
Владимир Дудин
Специальность «деревянные духовые инструменты»
23 июня поздно вечером были объявлены итоги Второго тура специальности «Деревянные духовые». В III туре, в сопровождении оркестра Мариинского театра, примут участие 8 финалистов: Алессандро Беверари (кларнет), Джойди Бланко (флейта), Никита Ваганов (кларнет), Юри Валлентин (гобой), Софья Виланд (флейта), Матвей Демин (флейта), Лола Дескур (фагот) и Ливия Дулеба (флейта). Флейтисты, таким образом, составят большинство в последнем туре, а у фагота и гобоя оказалось только по одному человеку. Итоги получились немного неожиданными, поскольку было ожидаемо увидеть по два участника на каждом инструменте, зато был соблюден гендерный принцип, и в финале оказались четыре юноши и четыре девушки, наиболее яркие и зрелые музыканты.
Последний день прослушивания конкурса деревянных-духовых в зале «Репино» получился спокойным и размеренным. Если в первой половине Второго тура больше царствовал кларнет, то его заключение получилось фаготовым. Четыре участника (в том числе две дамы) на этом, весьма своенравном инструменте, предстали перед лицом публики и жюри. Лола Дескур, очаровательная фаготистка и из Франции, выступавшая предпоследней, показала, наверное, самую академичную и грамотную игру (что не удивительно, поскольку девушка уже преподает в институте Pole Superior Экс-ан-Прованса), не лишенную, впрочем, некоторой эксцентрики, свойственной этому инструменту. Переложение «Жатвы» из «Времен года» Чайковского было сыграно стремительно, с почти лихорадочной пульсацией. Сольная партита Гордона Якова, с изящными стилизациями, предстала как пять очаровательных графических картинок, Концертино Марселя Бича прозвучал по-женски лирично и мягко, однако самым ярким номером у Лолы стал Каприс в форме Вальса Поля Бонно (написанный в оригинале для саксофона), сделанный почти как эстрадный номер, облаченный в строгие академические одеяния.
О саксофоне не раз заставлял вспомнить единственный польский участник состязаний у деревянных духовых Михалик Сзимон, показавший тембровое богатство фагота в том же концертино Бича, джазовую свободную манеру в Каприсе Бонно, яркую образность в Партите Якова и великолепную технику в переложении пьесы Чайковского. Близок к нему по экспрессии оказался и молодой итальянец Рафаэль Джаннотти, легко и непринужденно справившийся с сольной программой и представивший самого «невесомого», легкого и полетного Чайковского. А вот в игре открывшей воскресные прослушивания Второго тура участницы из Чехии Микаэлы Спаковой дало знать о себе волнение. В итоге Чайковский получился слишком уж импульсивным и сбивчивым, а сольные пьесы, напротив, по-ученически скрупулезными, хотя нельзя не отметить прекрасное владение тембром и благородную стать артистки.
Выступавшие в компании фаготистов гобоисты оказались очень разными, со своими яркими достоинствами. Конкурсантка из Великобритании Мелани Ротман представила классическую академическую манеру, с ясным отчетливым звуком, строгим следованием тексту и тщательной, подчиненный метроному, артикуляцией. Среди удачных моментов – медленная часть «Королевского концерта» Куперена и финал Сюиты Павла Хааса. Венесуэлец Серджио Санчес напротив явил тип свободной и раскрепощенной игры. Его интерпретация пьес Шумана получилась захватывающей, цепко держащей внимание зала, а сыгранные им «Темпоральные вариации» Бенджамина Бриттена – одним из самых ярких номеров всей вечерней программы, в котором эмоции были пущены в гранитном русле интеллекта.
Флейтистка из Венгрии Ливия Дулеба ровно и четко исполнив «Большой полонез» Теобальда Бема в сонате Эдисона Денисова создала хрупкий лирический образ, разукрашенный, если проводить аналогию с живописью, акварельными красками. Изломанная экспрессия была сглажена в сольной пьесе Картера «Scrivo in vento».
Кларнетист Сергей Елецкий красивым и ровным звуком сыграл пьесы Шумана, подчеркнув в них медитативно-созерцательное начало, устроил почти что «шаманское» действо в сольной Сонате Эдисона Денисова, а вот в виртуознейшей фантазии Басси на темы Верди случилось несколько досадных киксов, нарушивших общее совершенство игры.
Подарив немало сильных эмоций и волнительных моментов конкурс Чайковского покидает уютный, по-домашнему гостеприимный зал в Репино, и перемещается в город. Третий тур в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра, по окончании которого будут объявлены имена победителей, пройдет в четверг вечером в Концерном зале Мариинского театра.
Георгий Ковалевский
Специальность «медные духовые инструменты»
В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга продолжаются конкурсные прослушивания участников первого тура в номинации «Медные духовые». Очередной день открытий новых музыкальных имен, возможность сравнения исполнительских национальных школ, характерных интерпретаций произведений каждого из участников.
Американский тромбонист Джон Ромеро, выпускник университетов Бэйлора и Райса, сегодня занимает место концертмейстера группы тромбонов в оркестре театра Метрополитен-опера. Его выступление на конкурсе Чайковского открыла Симфония Джованни БаттистаПерголези, сыгранная деликатно и разнопланово. Контрастом барочной музыке стал нечасто исполняемый концерт для тенорового тромбона Аркадия Нестерова, яркого представителя нижегородской композиторской школы. Не менее перспективным участником стал немецкий тубистДаниэль Барт, артист филармонического оркестра Мюнхенской академии и трио «Die Fexer» (Баварское радио). Филигранно сыгранные Вариации в старинном стиле Томаса Стивенса перекинули арку к романтическим Адажио и Аллегро, соч.70 Роберта Шумана. Ярким открытием дня стал американец Келтон Кох, вдохновивший своимфантастическим звуком и великолепной исполнительской техникой. В послужном списке молодого музыканта уже немало позиций, включая игру в оркестре Цюрихской оперы, сотрудничество с выдающимися музыкальными коллективами Чикаго, Кёльна, Бостона, Сан-Франциско и Лондона. С этого сезона Келтон станет артистом прославленного Венского филармонического оркестра. Безукоризненно сыгранные сочинения Джованни Баттиста Перголези и Анри Томазивызвали восторженные аплодисменты зала.
Первым из трубачей второго дня конкурсных баталий стал солист оркестра Мариинского театра Алексей Иванов. Его трактовка Концерта ми бемоль мажор Йозефа Гайдна отличалась контрастной сменой настроений и чувств. Головокружительные пассажи экзерсисов «Каскад» Алена Виззутти сменились воинственной «Интрадой» АртюраОнеггера. Не менее достойным соперником петербуржца стал Стивен Франклин, выпускник Кёртисовского института музыки, солист оркестра «New World Sympony» (Майами-Бич, Флорида, США). Оптимистично сыгранный концерт Йозефа Гайдна оттенили курьезная Парабола филадельфийского композитора Винсенте Персикетти и меланхоличная «Легенда» Джордже Энеску. Петербургскую исполнительскую школу на конкурсе в этот день демонстрировали валторнисты, солисты Академического симфонического оркестра филармонии и Мариинского театра Олег Скроцкий и Захар Кацман. Оба сыграли довольно неоднородным звуком Концерт ми бемоль мажор, KV 417 Моцарта, при этом скерцо «Охота» Виталия Буяновского с его характерными интонациями зовов-кличей вышло чуть выигрышнее. Баркарола «Июнь» из цикла «Времена года» Петра Чайковского (транскрипция Антона Усова) отличалась элегической задушевностью и широкой кантиленой. Следующий гость брасс-состязания Диего Ди Марио (тромбон) – солист Национального симфонического оркестра RAI (Турин). Его игра оказалась академичной, но несколько затянутой. В дополнение к Симфонии Перголези Диего выбрал романтическое Концертино немецкого скрипача и композитора Фердинанда Давида. Страну Восходящего Солнца в когорте медных духовых впервые на конкурсе Чайковского представлял Томоки Натсум (туба). Несмотря на свое первое экономическое образование, увлечение музыкой пришло не так давно. Являясь выпускником Цюрихскогоуниверситета искусств, Томоки играет в молодежных оркестрах ведущих европейских фестивалей. Адажио и Аллегро Роберта Шумана порадовали в его исполнении яркой экспрессией и одухотворенной игрой.
Вечерний блок конкурсных прослушиваний открыло выступление Николая Странатковского, концертмейстера группы труб симфонического оркестра Мариинского театра. Солнечному и яркому Гайдну (Концерт для трубы ми бемоль мажор) противостояли «Каскады» Аллена Виззутти и патетически сыгранная «Легенда» Джордже Энеску. Игру тромбониста из Великобритании Майкла Бьюкенена, лауреата множества престижных музыкальных состязаний, приглашенного солиста Венского филармонического оркестра и Венской государственной оперы, отличалиинтеллектуальное начало и предельно четкая артикуляция. Музыкант все время находится в поиске звука, его чуткость и бережное внимание к штрихам и музыкальным фразам были особенно заметны в исполненных произведениях Джованни Баттиста Перголези и Лауни Грёндаля. Дебютантом конкурса в номинации «Медные духовые» из республик Средней Азии стал талантливый трубач Жасулан Абдыкалыков. Выпускник московской консерватории и Высшей школы музыки и театра Гамбурга, он был приглашенным солистом Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова и Национального филармонического оркестра России. Несмотря на несколько напряженную и отстраненную игру в ми бемоль мажорном концерте Гайдна, цикл коротких пьес-зарисовок Энтони Плога «Почтовые открытки» был сыгран эффектно и броско, намеренно подчеркивая синкопированный ритм.
Выпускник цюрихского университета искусств Клаудио Флюкигер (валторна) успешно совмещает игру в Тирольском симфоническом оркестре Инсбрука с выступлениями в Датском Королевском оркестре Копенгагена. Конкурсную программу музыканта составили сочинения Гайдна, Буяновского и Чайковского. В каждом из произведений Клаудио удалось поведать свою удивительную музыкальную историю. Его артистизму и обаянию на сцене оставалось лишьпозавидовать. Англичанин Бенжамин Голдшейдер начал свое выступление с Концерта ми бемоль мажор, KV 417 Моцарта, сыгранного непринужденно и легко. А вот Баркарола «Июнь» Чайковского из «Времен года» (аранжировка Антона Усова) оставила ряд вопросов – в аскетичной манере игры не чувствовалось оттенков меланхолии и созерцания. Французскому тромбонисту Бенуа Дехейну, воспитаннику региональной музыкальной Академии Лилля иногда не хватало куража и легкости в исполнении Симфонии Перголези, хотя его игра оказалась пластичной. В исполнении Концерта для тромбона Лауни Грёндаля было больше выразительности и души.
Короткое, но яркое выступление было у португальского тубиста Энрике Коста Сантоса – выпускника Высшей академии «Orquestra da Metropolitana» (Лиссабон), участника симфонических оркестров Гюльбенкяна, Цюриха, Винтертураи Флоренции. Виртуозно был исполнен авангардное Каприччио для тубы соло Кшиштофа Пендерецкого. Музыкант взял непривычно подвижный темп, искусно справляясь с пассажами и переключениями регистровых возможностей.
Очередной насыщенный инструментальный день предстоит провести участникам первого тура в номинации «Медные духовые», которые еще не успели выступить в петербургской капелле. Вечером станут известны результаты – жюри определит кому из молодых музыкантов доведется продолжить свое дальнейшее участие в конкурсной программе.
Виктор Александров