image/svg+xml

XVII международный конкурс имени П.И Чайковского

XVII Международный конкурс им. П. И. Чайковского проходит в юбилейный год — самому престижному и известному состязанию молодых музыкантов исполняется 65 лет. Международный конкурс пианистов и скрипачей им. Чайковского был открыт 18 марта 1958 года.

Впервые намерение организовать конкурс музыкантов-исполнителей имени Чайковского появилось еще в 1939-м, при подготовке плана мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения композитора, которое отмечалось в 1940 году. Замысел не осуществился, в 1941-м началась Великая Отечественная война. К этой идее вернулись через 11 лет после Победы — вслед за поднятием железного занавеса. Летом 1956 года правительство СССР приняло решение о проведении международного конкурса, которому было присвоено имя Петра Ильича Чайковского. Это событие стало свидетельством не только возросшего авторитета отечественного исполнительского искусства, музыкальной педагогики, но и расширения культурных связей с зарубежными странами и огромной популярности музыки Чайковского в мире. Председатель оргкомитета Дмитрий Шостакович на первом же заседании сказал о причинах присвоения имени Чайковского конкурсу. По его мнению, они заложены в самой музыке великого русского композитора, любви к ней во всем мире, так как она «предельно искренняя, глубоко человечная».

Петр Ильич Чайковский (1840–1893) еще при жизни стал самым известным русским композитором на планете, олицетворением русской культуры и искусства. Чайковский всегда и везде был «своим»: русским европейцем, человеком, композитором мира... Для него было важно быть понятым, чтобы его музыку услышали: «...посредством музыкального языка я изливаю свои настроения и чувства, и, разумеется, мне, как и всякому говорящему и имеющему или претендующему иметь что сказать, нужно, чтобы меня слушали. И чем больше меня слушают, тем мне приятнее!»

image
image
image

Конкурс им. Чайковского, с самого начала ставший одним из наиболее сложных музыкальных состязаний современности, связан с именем композитора не только исполнением его произведений. Сама концепция конкурса полноценно и масштабно осуществляет идею музыкальных состязаний для молодежи, которую выдвинул в XIX веке учитель Чайковского — Антон Григорьевич Рубинштейн. А созданные для разных специальностей программы отражают универсализм Чайковского, работавшего практически во всех существующих жанрах: композитор оставил огромное наследие — 440 музыкальных сочинений...

5 февраля 1958 года вышло постановление коллегии Министерства культуры СССР «О подготовке и проведении Международного конкурса пианистов и скрипачей имени П. И. Чайковского». Одновременно было решено выпустить целый ряд изданий, среди них альбом «Чайковский в Клину», буклеты о Московской консерватории и Центральной музыкальной школе, а также плакат-выставку «П. И. Чайковский — великий русский композитор». Отдел издательств Министерства культуры СССР должен был обеспечить массовым тиражом выход серии открыток о жизни и деятельности Чайковского, а отдел изобразительных искусств и охраны памятников — выпуск фарфорового бюста композитора. Отдельным пунктом в документе была подготовка Дома-музея Чайковского в Клину для приема участников конкурса, членов жюри и зарубежных гостей. Всех советских конкурсантов планировалось поселить в Доме творчества Союза композиторов СССР «Руза».

Начиная с Первого конкурса программа для участников была составлена таким образом, чтобы каждый мог предельно полно раскрыть свои возможности в исполнении сочинений разных эпох и стилей. В нескольких конкурсах стало обязательным исполнение произведений, специально написанных для состязания современными композиторами, среди них Дмитрий Кабалевский, Арно Бабаджанян, Андрей Эшпай, Кшиштоф Пендерецкий, Родион Щедрин и др.

Первый конкурс проходил в Москве с 18 марта по 14 апреля 1958 года по двум специальностям: «фортепиано» и «скрипка». На конкурсе был заявлен 61 участник из 21 страны. Состязания по номинациям проходили не одновременно: сначала соревновались скрипачи, а затем — пианисты. Между турами были запланированы «экскурсии, посещения театров и концертных залов по особому плану». В официальном календарном плане были также предусмотрены приемы у председателя оргкомитета Дмитрия Шостаковича, председателей жюри скрипачей и пианистов — Давида Ойстраха и Эмиля Гилельса.

Первый конкурс Чайковского прошел с огромным успехом, а настоящим героем и легендой стал победитель конкурса пианистов американец Ван Клиберн. Ошеломительный успех сделал его одним из символов этого состязания. На адреса Московской консерватории, Министерства культуры СССР стали приходить тонны писем, адресованных Клиберну, от советских почитателей. Ему писали абсолютно разные люди — и по возрасту, и по социальному положению: от школьниц до пенсионеров. В некоторые письма были вложены рисунки и фотографии. Среди этих писем была обнаружена записка Д. Д. Шостаковича, адресованная чиновнику Министерства культуры СССР З. Г. Вартаняну, с просьбой передать одно из них адресату. Но ни в 1958 году, ни в свои последующие приезды в Советский Союз Клиберн писем так и не получил. Лишь в 2011 году, в дни проведения Четырнадцатого конкурса, Клиберну вручили копии этих писем, хранящиеся в Доме Чайковского в Клину. В своем завещании пианист попросил посадить от его имени в парке клинского дома березу. В июне 2014 года его последняя воля была выполнена Ольгой Ростропович и членами жюри Конкурса Галины Вишневской.

После завершения Первого конкурса вышло постановление Совета Министров СССР за подписью Никиты Хрущёва «О систематическом проведении Международного конкурса имени П. И. Чайковского раз в четыре года». Подготовка советской группы участников была особой задачей, решавшейся на самом высоком государственном уровне, подобно подготовке сборной команды к Олимпийским играм. Были проведены республиканские, межреспубликанские конкурсы и — как итог — Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. Условия и программы были приближены к требованиям будущего Конкурса Чайковского, а конкурсантам во время подготовки создали максимально комфортные условия. Они жили в Домах творчества Союза композиторов СССР «Иваново», «Руза» и «Комарово», а перед самым конкурсом их разместили на дачах в Серебряном Бору на окраине Москвы.

Второй конкурс состоялся в 1962 году. На нем по инициативе выдающегося советского виолончелиста Мстислава Ростроповича впервые появилась номинация «Виолончель». Он же разработал программу, которая должна была выявить «универсального артиста», способного справляться с сочинениями самых разных жанров и эпох...

Член жюри конкурса, знаменитый виолончелист Даниил Шафран констатировал: «Слушая игру молодых музыкантов, я все время думал о том, как высоко поднялось ныне искусство игры на виолончели. Вспоминались многие конкурсы — и наши, и зарубежные. <...> С такой сложной программой, как в Москве, конкурсантам нигде еще не приходилось сталкиваться. Здесь им было предоставлено право выбора из сочинений самой высшей трудности, не только в техническом отношении, но, главное, в художественном. И почти ни один артист не испугался препятствия — каждый играл по-своему и в основном справлялся с заданием».

Подводя уже итоги первого виолончельного состязания, Ростропович утверждал: «Несомненно, что конкурс явился триумфом нового поколения молодых талантливых виолончелистов. И самое симптоматичное — то, что это поколение принесло нам не только обилие талантов, но и обилие совершенно различных виолончельных школ и творческих индивидуальностей. <...> Радостно было видеть, что зал все время заполнялся до отказа, а как много людей следило за ходом соревнования у приемников и телевизоров. Все это, конечно, в значительной степени способствует популяризации нашего прекрасного инструмента».

Введение виолончельной номинации в программу Конкурса Чайковского стало настоящим прорывом и началом нового этапа в истории игры на этом инструменте. Член жюри Второго и Третьего конкурсов, один из ведущих виолончелистов XX века Григорий Пятигорский отмечал: «Я счастлив, что на Втором конкурсе Чайковского представлен мой любимый инструмент. И мне очень хочется, чтобы эти замечательные встречи виолончелистов успешно продолжались в будущем. Я хочу, чтобы был и Третий, и Тридцатый, и Сотый конкурс имени Чайковского».

Третий конкурс Чайковского уже насчитывал четыре специальности. В 1966 году в программу была включена номинация «Сольное пение». Мысль о необходимости включить состязания певцов в программу высказал Генрих Нейгауз: «Для того чтобы этот исполнительский конкурс полностью соответствовал своему высокому названию – имени Чайковского, – следовало бы, чтобы на нем были представлены еще две исполнительские специальности: дирижерское искусство и пение. <…> Ведь Чайковский в первую очередь – создатель бессмертных опер и симфоний, а его песенное творчество столь же велико и прекрасно, как у Глинки, Мусоргского, Шумана или Брамса». Первое вокальное жюри возглавил выдающийся советский хормейстер Александр Свешников. Начиная с Четвертого конкурса на долгие годы бессменным председателем жюри вокального смотра (за исключением 1994 года) стала Ирина Архипова, считавшая одной из главных задач конкурса освоение русского репертуара зарубежными певцами и, наоборот, сочинений западных композиторов отечественными исполнителями: «Я с гордостью думаю о том, что конкурс расширил концертный репертуар зарубежных вокалистов за счет сочинений Чайковского, а также русских и советских композиторов. <…> Наряду с постижением иностранными певцами характера русской музыки одновременно шло и постижение русского языка, культуры нашего народа. Все это способствовало углублению контактов между странами, между людьми различных национальностей». Добавим, что на Третьем конкурсе в номинации «Фортепиано» случилась настоящая сенсация: победил ученик девятого класса музыкальной школы при Ленинградской консерватории – 16-летний Григорий Соколов, выросший впоследствии в настоящего, большого художника и ставший одним из самых содержательных, творчески интересных артистов своего поколения.

Четвертый конкурс (1970) оказался своего рода апогеем в истории знаменитого музыкального состязания. В Советский Союз в качестве почетных гостей и членов жюри приехали прославленные музыканты. Выдающаяся польская пианистка Галина Черны-Стефаньска, впервые прибывшая на конкурс, не переставала восхищаться его масштабностью и размахом: «Какой колоссальный расцвет переживает международное исполнительское движение»! Именно тогда конкурс, как член жюри вокалистов, единственный раз в жизни посетила великая Мария Каллас, а к финалу в Москву прибыл легендарный Тито Гобби.

На открытии IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского польский композитор и дирижер Казимир Вилкомирский отметил: «Лауреаты предыдущих московских конкурсов нынче уже сами воспитывают молодых музыкантов. И кто-то из их учеников выступит на этом конкурсе».

Пятый конкурс (1974), отмечающий 16-летие, уже имел небывалый художественный и общественный авторитет. Впервые на смотре встретились музыканты всех пяти континентов: 281 заявка из 37 стран мира! Выдающийся скрипичный педагог Юрий Янкелевич отмечал: «Конкурс Чайковского, как магнит, притягивает к себе весь цвет исполнительского искусства», а его участники считали, что современный исполнитель не может чувствовать себя полноценным, если не побывает на знаменитом конкурсе. Это настоящая «академия музыки»!

В 1974 году конкурс в последний раз возглавил бессменный председатель оргкомитета – великий Дмитрий Шостакович, который в своем послании, зачитанном на открытии Тихоном Хренниковым, сказал, обращаясь к конкурсантам: «Пусть музыка будет главным победителем в вашем соревновании!..»

Шестой конкурс Чайковского (1978) отмечал свой первый юбилей – 20-летие со дня основания. В Москву съехалось огромное количество иностранных гостей, а также музыканты-профессионалы со всей страны – преподаватели ведущих консерваторий: Горького и Свердловска, Тбилиси и Киева, Челябинска и Перми, Харькова и Ленинграда. Профессор Уральской консерватории И. З. Зетель подчеркнул, что «аудиторию слушателей не зря называют “вторым жюри” – это не только метафора: в зале так много музыкантов-профессионалов всех поколений».

9 июня 1978 года на открытии конкурса в Кремлевском дворце съездов всех ждал невероятный сюрприз – «божественный балет “Лебединое озеро” с божественной Натальей Бессмертновой». В жюри юбилейного конкурса вошли те, кто 20, 16, 12 лет назад получили высочайшие награды – лауреатство на Чайковском. А еще Шестой конкурс собрал на редкость интересных музыкантов. Так, в номинации «Фортепиано» состязались 73 пианиста из 20 стран мира, за что Шестой конкурс получил название «Конкурс “поэтов фортепиано”»; кроме того, он подтвердил по всем специальностям одну из лучших своих традиций – дать старт молодым и талантливым, высокоодаренным артистическим натурам. Член жюри виолончелистов Михаил Хомицер говорил: «Нашей задачей было удержать то, что уже было достигнуто великим, “старым” поколением, и понять то лучшее, что приходит в наше искусство с поколением молодым».

Седьмой (1982) и Восьмой (1986) конкурсы стали, по признанию многих известных деятелей культуры, «состязаниями выдающихся виртуозов». В Седьмом конкурсе приняли участие 253 музыканта из 37 стран, а на Восьмой конкурс поступило свыше 400 заявок от представителей 46 стран всех континентов. Музыканты всех специальностей продемонстрировали виртуозность, художественность, мастерство и вдохновение. Но, как сказал председатель жюри конкурса виолончелистов Даниил Шафран, «состязание в техническом мастерстве отступает на второй план перед задачами интерпретации музыки – такова прочная традиция Конкурса имени Чайковского, и в этом одна из его самых больших побед».

Члены жюри отмечали возрастающий уровень постижения русской музыки зарубежными исполнителями, а также и то, что по-прежнему наиболее трудными в плане интерпретации для них остаются произведения Чайковского, ведь она, с ее глубочайшей человечностью и внешней скромностью средств выражения, не терпит «никаких исполнительских изобретений». Искренность и простота, составляющие суть «экспрессии Чайковского», – самое трудное в исполнении произведений великого русского композитора.

Виолончелистка Наталия Гутман, член жюри Восьмого конкурса, сказала, обращаясь к участникам: «Что самое ценное в конкурсе Чайковского? Он открывает новые таланты. Это острое чувство ожидания открытий у нас всех неизгладимо с Первого конкурса, когда мы пытались проникнуть в Большой зал Консерватории, чтобы услышать Вана Клиберна, Лю Ши Куня, Валерия Климова, Штефана Руху. И конечно, удивительное явление: каждый из присутствующих в зале чувствует себя подчас единственным открывателем нового таланта…»

Любой конкурс – это всегда «драма страстей и идей», сложные перипетии судеб и обстоятельств. Лев Власенко, член жюри Восьмого конкурса, заметил: «Каждое состязание имеет свои особенности, потому что в нем принимают участие разные музыканты. Победитель нынешнего конкурса Барри Дуглас участвовал в нашем предыдущем конкурсе и не переступил порога первого тура, в то время как его соотечественник Питер Донохоу – стал его лауреатом. <…> Что же произошло дальше? Как рассказывал сам Барри, он сделал большие творческие выводы из своего неудачного выступления в 1982 году и готовился к нынешнему очень тщательно и серьезно. <…> Конкурс Чайковского – это конкурс личностей!..»

Девятый конкурс (1990) состоялся в год 150-летия со дня рождения композитора. Это был первый конкурс, проведенный в эпоху гласности и перестройки. В пресс-релизе – запрещенные имена крупнейших советских музыкантов, способствовавших успеху состязания: М. Ростроповича, К. Кондрашина, В. Ашкенази, Г. Кремера, Б. Пергаменщикова и др. Рекордное количество исполнителей по специальности «фортепиано»: 119 исполнителей из 23 стран. На конкурсе появились впервые музыканты из Израиля, Южной Кореи и Тайваня, а также наши музыканты-эмигранты, продолжившие свое обучение или карьеру за рубежом. Конкурс прошел с большим накалом страстей, и каждый день в его золотом фонде появлялись новые талантливейшие интерпретации интересных молодых музыкантов. Именно на Девятом конкурсе появилась информация о начале деятельности Ассоциации лауреатов Конкурса им. П. И. Чайковского, президентом которой был избран Лев Власенко, а почетным президентом стал Ван Клиберн.

Десятый, юбилейный конкурс состоялся в 1994 году. Президент России Борис Николаевич Ельцин отметил, что россиянам этот смотр дорог по-особому: «С ним связаны светлые и волнующие воспоминания. Десятый конкурс – одновременно и первый. Первый в истории нового Российского государства».

Состязание возглавил выдающийся русский композитор XX века Георгий Свиридов. На торжественном открытии он сказал: «…на юбилейном конкурсе полностью обновлен состав жюри по всем четырем специальностям: теперь в нем представлены только лауреаты предыдущих конкурсов Чайковского. Я вижу в этом символ жизни и саморазвития нашего конкурса, укоренение его традиций и художественных критериев…»

Одиннадцатый (1998), Двенадцатый (2002), Тринадцатый (2007) конкурсы по-прежнему являлись значительными музыкальными событиями в стране и мире. Тем не менее судьба этого легендарного состязания в период конца 1990-х и начала 2000-х была очень сложной.

«Завершил свою работу один из самых представительных музыкальных конкурсов мира – Конкурс им. П. И. Чайковского, – писала газета “Завтра”. – По четырем специальностям – фортепиано, скрипке, виолончели и сольному пению – подведены итоги. В целом, что бы ни кричала либеральная пресса о его провале, выдавая желаемое за действительное, конкурс прошел успешно, чему в немалой степени способствовала четкая его организация… И главный результат конкурса – зримое доказательство весьма сильных позиций нашей исполнительской школы в мире, которые пока, вопреки всем негативным явлениям в нашей жизни, не пошатнулись. В течение 21 дня любители музыки могли до пресыщения услаждать свой слух, “болеть” за “своих” исполнителей, обсуждать их выступления, следить за реакцией жюри. Атмосфера в залах при прослушивании музыкантов, в кулуарах конкурса несравнима ни с какой другой, и ни жара, ни духота, ни усталость не снижали ее эмоционального накала…»

В 2005 году сообщалось, что должность председателя оргкомитета Конкурса Чайковского займет Мстислав Ростропович. Конкурс-2007 прошел без великого музыканта – он умер в апреле 2007 года. Тем не менее организаторы Тринадцатого конкурса Чайковского сделали многое для того, чтобы смотр в дальнейшем избежал тех или иных сложностей, и, возможно, за последние 30 лет он стал «наиболее открытым»: на Тринадцатом конкурсе проводились ежедневные брифинги для журналистов, что способствовало более активному и подробному освещению его в прессе.

Впервые была организована соответствующая техническим возможностям того времени трансляция выступлений участников в интернете – Конкурс Чайковского оказался среди «первопроходцев» подобного опыта в мире…

В 2011 году началась новая веха в истории конкурса – оргкомитет возглавил Валерий Гергиев: «У Конкурса Чайковского есть особая аура. Он всегда был крупнейшим музыкальным событием для нас. Когда мне было лет 14, я даже думать не мог, что буду участником этого конкурса. Но до сих пор я очень хорошо помню, как выступали победители – Григорий Соколов, Владимир Крайнев, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Владимир Атлантов, как единственный тогда в стране телевизионный канал постоянно транслировал главные события конкурса и концерт победителей. Помню даже, как Евгений Нестеренко пел арию Кончака из оперы “Князь Игорь”. Это остается в душе на всю жизнь. И такая легенда конкурса работает на репутацию страны, а мы в этой стране все живем!»

Четырнадцатый конкурс, проведенный в 2011 году, охватил Москву и Санкт-Петербург. В правилах состязания появилось очень удачное нововведение: второй тур у инструменталистов разделили на два этапа, на первом из которых исполнялась сольная программа, а на втором – классический концерт. Таким образом, впервые в истории Конкурс Чайковского проходил не в три, а в четыре тура. В конкурсной программе, помимо исполнения крупных концертов в третьем туре, возникло новое требование – представить классический концерт с камерным оркестром. На Четырнадцатом конкурсе стали активно внедряться современные цифровые технологии – благодаря онлайн-трансляциям за всеми перипетиями музыкального соревнования стало возможным следить из любой точки мира.

Пятнадцатый конкурс (2015) был посвящен 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Тогда впервые был введен новый состязательный этап – предконкурсное прослушивание. Также было внесено следующее правило в условия: лауреаты 32 крупнейших международных конкурсов могут принять участие в Конкурсе Чайковского без предварительного отбора.

В преддверии Пятнадцатого конкурса по инициативе сопредседателя оргкомитета О. Ю. Голодец впервые были проведены конкурсы детского рисунка и сочинения среди учащихся средних общеобразовательных школ и школ искусств, а также конкурсы среди учащихся музыкальных школ по тем же специальностям, что и основное профессиональное состязание. В детских конкурсах приняли участие более пяти тысяч учебных заведений страны. Наградой для победителей – а это были 150 ребят из разных уголков России – стало приглашение в Москву, на Пятнадцатый конкурс Чайковского, с посещением третьего тура и гала-концерта лауреатов.

Благодаря компании Medici.tv – мировому лидеру в области интернет-трансляций событий, связанных с академической музыкой, – кардинально улучшилось качество трансляций на конкурсе, а созданный веб-сайт был безукоризненно удобным и информативным.

Шестнадцатый конкурс Чайковского (2019) вошел в историю благодаря появлению двух новых специальностей – «деревянные духовые» и «медные духовые инструменты». Сначала новость вызвала недоумение, ведь Чайковский не написал оригинальных сочинений для этих инструментов. Как быть с репертуаром?.. Всё действительно так, но духовые не были для Чайковского чужими. Почти все деревянные и медные инструменты будущий композитор слышал уже с самого раннего детства. На Воткинском заводе был небольшой ансамбль музыкантов, в котором участвовали практически все деревянные и медные духовые. Илья Петрович, отец Чайковского, начальник завода, сам играл на флейте.

Во время обучения в Санкт-Петербургской консерватории Чайковский также брал уроки игры на флейте. А среди его ученических работ, выполненных в классе Антона Рубинштейна в Петербургской консерватории, есть сочинения для разных составов духовых инструментов. Конечно, нельзя забывать о знаменитых соло в симфонических сочинениях, операх, балетах: сколько музыки Чайковский отдал флейте, гобою, валторне, трубе, голосом кларнета Франческа рассказывает свою историю в фантазии «Франческа да Римини», а тембром фагота композитор начинает свою последнюю, Шестую («Патетическую») симфонию и др. Но мало кто знает, что Чайковский собирался написать сочинение для флейты с оркестром. Замысел связан с именем выдающегося французского флейтиста Клода Поля Таффанеля – крупнейшего музыканта-виртуоза второй половины XIX века, основателя современной французской школы игры на флейте. К обещанному Чайковский приступил незадолго до смерти, в 1893 году, оставил два нотных наброска, сопровождающихся заголовком:«Conсerstück для фл[ейты]». Реализовать этот замысел композитор уже не успел…

Кроме появления двух новых специальностей, на Шестнадцатом конкурсе Чайковского одним из новшеств стала организация «фан-зон» во многих городах России и даже за рубежом. Термин, «одолженный» у прошедшего в России чемпионата мира по футболу, транслирует отличную и перспективную идею: меломаны из разных российских городов в специально оборудованных помещениях – концертных залах и филармониях – могут наблюдать за развитием конкурсных событий в Москве и в Санкт-Петербурге…

За 65-летнюю историю у легендарного музыкального состязания сложились свои традиции. Одна из них – посещение Дома Чайковского в Клину участниками и гостями конкурса – берет свое начало с Первого конкурса, после окончания которого сюда привезли первых лауреатов: Вана Клиберна и Валерия Климова. В музее их сопровождал младший племянник Чайковского Юрий Львович Давыдов. Оба музыканта сыграли в кабинете-гостиной композитора. Именно в 1958 году паломничество к Чайковскому совершил гость конкурса дирижер Леопольд Стоковский, который «от музыкантов всего мира» посадил в парке музея дуб. Со временем памятная посадка дерева участниками, членами жюри и гостями состязания стала традиционной.

В 1962 году Клин посетила почетная гостья Второго конкурса королева Бельгии Елизавета. Тогда же впервые состоялся прием членов жюри и участников, ставший впоследствии традиционным. Во время приема победитель состязания – британский пианист Джон Огдон – играл на рояле Чайковского. В 1994 году, во время приема Десятого конкурса, на рояле композитора сыграли все приехавшие члены жюри пианистов, которое состояло (как уже упоминалось) из лауреатов Конкурса им. Чайковского прошлых лет, во главе с председателем Львом Власенко.

Около 200 конкурсов существует в современном мире. Но, пожалуй, только Международный конкурс им. П. И. Чайковского, родившийся в стране «великих исполнительских традиций», смог достичь такого государственного размаха и художественно-этического авторитета. За 65 лет конкурс менялся и развивался… Неизменными остаются имя Петра Ильича Чайковского и то внимание, которое привлекает это событие во всем мире. Выдающаяся французская пианистка Маргерит Лонг, будучи приглашенной в жюри Первого конкурса, писала: «Меня очень взволновало приглашение войти в состав жюри Международного конкурса пианистов и скрипачей им. Чайковского… не только потому, что конкурс носит имя одного из самых прославленных композиторов, волшебную музыку которого любит и слушает весь мир, но и потому, что этот весенний московский конкурс будет встречей с одаренной молодежью многих стран, то есть встречей с музыкальной весной мира».

image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image

Изображения предоставлены Государственным музеем-заповедником П. И. Чайковского.